Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Каждому из нас предначертан свой путь. Для одних он будет легким и счастливым, а для других наполнен тяжелыми испытаниями. Нет смысла пускаться в пространные рассуждения, можно ли изменить свою судьбу, ведь зачастую мы просто живем и делаем свое дело…

В хуторе Семичном живет Любовь Ивановна Гарина. Мы встретились с ней в первый день зимы. Невысокая миловидная бабушка гостеприимно провела меня в свой дом, где так уютно на кровати были расставлены многочисленные подушки, накрытие кружевными накидками. Она живет здесь одна. Дети разъехались, навещают по мере возможности. Единственное живое существо, которое скрашивает будни пожилого человека - трехцветная кошка Маруся. А когда-то в этих стенах звенел детский смех и жизнь била ключом.

- Сама я тут теперича, - вздыхает старушка, тяжело усаживаясь на мягкий диван. - Сын в Котельниково, но приезжает как время есть. А вот дочь к своим детям перебралась, дескать она им там нужнее. А мне без нее так тоскливо… Одна… Даже не заметила, как 83 года жизни пролетели, а вспомнить-то и нечего.

Но постепенно Любовь Ивановна начинает выуживает из памяти всевозможные обрывки воспоминаний. О том, как много работала, о бедности, о потере родных людей.

- Так сложилось, что я закончила всего три класса, - говорит она. - Дальше не смогла учиться, нужно было работать. Пасла коров, овец, нянчила детей. Бралась за все, на что хватало сил. В те годы многие белорусы (Любовь Ивановна родом из Белоруссии. - Прим. авт.) уезжали на заработки. Мне стало стыдно, что я никуда не рвусь, вот и кинулась сначала в Курскую область, а потом в Волгоградскую. Земляков тут много моих. А вскоре вышла замуж и осталась здесь насовсем.

Во время своего рассказа Любовь Ивановна смотрела вдаль, словно пытаясь увидеть кого-то из близких. Выяснилось, что они с супругом были из неполных малообеспеченных семей, и рассчитывать им приходилось лишь на собственные силы. Никакая работа не могла их испугать, а с рождением наследников пришлось трудиться втрое больше. Теперь они отвечали еще и за троих детей. Моя собеседница с болью вспоминала, как ей не в чем было водить «дитяток» в садик. Поэтому она вопреки уговорам мужа оставаться дома, спозаранку спешила в колхоз, прихватив с собой малышей. «Нам надо богатеть», - уверено заявляла она.

Со временем супружеская чета построила небольшой домик, обзавелась мебелью. Казалось, жизнь стала налаживаться, если бы не…

- Сперва я заболела, - продолжает женщина. - Да так тяжело, что думала и не выкарабкаюсь. Все деньги, отложенные на строительство нового дома, истратили до копеечки. Потом супруг захворал и все наши мечты о счастливой старости рухнули окончательно. А ведь мы частенько представляли, как выйдем на пенсию и поедем смотреть мою Родину. Да так и не успели… Смерть мужа стала для меня потрясением, но еще горше матери хоронить свое дитя. Васеньки не стало пять лет назад. Каждый раз, когда беру в руки его фотографию, плачу. Вот какой несправедливой может быть жизнь… Но потом беру себя в руки и стараюсь отвлечься от горьких мыслей, у меня же еще огород, курочки. Коз только в прошлом году перестала держать.

После этого признания стало ясно, что причина невероятного трудолюбия женщины - желание пережить все те испытания, которые выпали на ее долю.

О том, почему она росла без матери, Любовь Гарина рассказывает сбивчиво. Понятно, нелегко. Когда немцы угоняли ее односельчан в Германию, то по какой-то причине они расстреляли маму. Маленькая Любочка со своим восьмимесячным братом осталась на попечении бабушки с дедушкой и двоих тетушек.

- Ничего не помню об этом периоде. Говорить об этом в нашей семье было не принято. Кое-что я все-таки слышала от старших. Оказывается отца еще раньше забрали. Деревню нашу сожгли, поэтому из Германии мы вернулись в соседнюю деревню. Но папа нас все равно нашел. Он женился во второй раз. К сожалению, с мачехой нам так и не удалось породниться. Не знаю, чем я ей не угодила. Капризной или ленивой не была. Всегда во всем старалась помочь. Мне кажется, я даже в игры не играла, как все дети. Лишь однажды пошла кататься на лед, да и то все закончилось тем, что я провалилась в воду. С трудом выбралась на берег, но побоялась идти домой. Слонялась по улице, все ждала, когда меня позовут. Но никто так и не искал меня. Видимо никому не нужна была…

Любовь Ивановна тихим голосом призналась, чего ей больше всего не хватало… Нет, не денег и еды, а материнской ласки.

Наша встреча подходила к концу. И я впервые поймала себя на странном ощущении: передо мной сидит не человек, который мне в бабушки годится, а словно маленькая обиженная девочка. Судьба была к ней чрезмерно жестока, а ведь всего-то и надо было, что чуточку везения и любви.

Напоследок Любовь Ивановна произнесла:

- Мне сложно учить жизни молодых. Единственное, в чем уверена, - не стоит гнаться за призрачным счастьем, ведь оно в моменте. Когда твоя семья сыта, вы здоровы и в любой момент можете обнять любимого человека. Цените, что имеете.

Елена Туранская

Фото автора

Листовка
1
4
3
5
6
7