Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66845 от 15 августа 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

- эту фразу порой можно услышать из уст людей, переживших, в силу обстоятельств, какое-либо потрясение или чрезвычайное происшествие. Так может сказать о себе и наш земляк А.В. Кондрашов, которого судьба не раз испытывала на прочность.

Анатолий Виссарионович - младший из тринадцати детей семейства Кондрашовых. Семья была дружной, трудолюбивой. Будучи ребенком, маленький Толик познал, что такое настоящий крестьянский труд. Он рос смышленым, непоседливым сорванцом. Однако учиться в школе нашему герою нравилось. Особенно хорошо ему давалась химия, поэтому неудивительно, что с этим предметом он и решил связать свою судьбу. Окончив школу в Котельниково, Анатолий поступил в военно-химический институт в Подмосковье. Но доучиться, к сожалению, так и не удалось - в положенный срок пришла повестка из военкомата.

В 1968 году юноша был призван в Бурятию. Едва привыкнув к новому месту, А.В. Кондрашов получил назначение в ракетно-химические войска. Часть, в которой служил парень, располагалась на китайско-монгольской границе в известной пустыне Гоби. Из-за стратегического положения ущелья Мандал-Гоби советским военным приходилось переносить и тяжелый засушливый климат, и соседство со многими опасными пресмыкающимися: скорпионами, ядовитыми змеями и прочими малоприятными «соседями».

Впрочем, с одним из них моему собеседнику удалось достигнуть полного взаимопонимания. В силу природного любопытства и отсутствия каких-либо развлечений, Анатолий занялся приручением юной многоножки, которую в народе называли «чернушкой». Даже факт наличия яда в «питомце» его нисколько не смущал - если что, воспользовался бы антидотом, который выдавали всем военнослужащим. Подобрав детеныша этого членистоногого, юноша оборудовал для него специальную коробочку со всем необходимым. Он не только охранял покой опасного любимца, но и сам добывал ему пропитание - мух и других насекомых. Со временем многоножка стала ручной. Но через некоторое время им пришлось распрощаться - Анатолий Виссарионович снова перехал на новое место службы.

При первых провокациях китайцев на пограничном острове Даманском ракетный дивизион перебросили под город Благовещенск. Здесь наш герой впервые увидел недавно появившиеся на вооружении реактивные установки залпового огня «Град». Анатолий Виссарионович был демобилизован из вооруженных сил в связи с полученными ранениями. Он признается, что некоторое время даже сомневался в том, что левая рука когда-нибудь сможет функционировать как прежде. Из-за этого он и оставил попытки продолжить обучение. Но благодаря грамотному лечению и длительной реабилитации о былых ранениях теперь напоминают только шрамы.

Вернувшись домой, А.В. Кондрашов начал вести спокойную, размеренную жизнь. Устроился на работу, женился. Вскоре в молодой семье родились два сына. Одним словом, все шло своим чередом. Почти на двадцать лет государство словно забыло о котельниковце.

В апреле 1986 года весь мир облетела новость о трагедии на Чернобыльской атомной электростанции. Два года спустя Анатолий Виссарионович получил повестку из военкомата. Как и многие другие военнообязанные, он прошел двухнедельную подготовку в Майкопе. И только потом Кондрашов узнал свой пункт назначения: 25-й Киево-Московский показательный полк, город Чернобыль.

Как человек с хорошими знаниями химии, он был направлен на работы на третьем реакторе ЧАЭС, где помогал ликвидировать зараженные материалы с его крыши и ближайших окрестностей.

- Будучи химиком-дегазатором, я смог применить свои знания на практике, - печально улыбается мой собеседник. - Мне выдали специальный аппарат, костюм химзащиты, словом, все самое необходимое. В мои обязанности входили непосредственно дегазация отравляющих веществ, измерение рентген и микрорентген, размещение флажков с информацией о зараженности. Несмотря на то, что с момента аварии прошло уже два года, сделать предстояло еще немало. Место трагедии напоминало муравейник: поток машин, снующих туда-сюда, не прекращался, казалось, ни на минуту. Сколько же людей было задействовано в ликвидации! В нашем полку служили представители многих национальностей со всех уголков Советского Союза. Удивительно, но ни в «полевых условиях», ни в быту у нас не было споров или разногласий. Мы работали бок о бок ради общих целей, ради общей безопасности.

Как вспоминает Анатолий Виссарионович, время, проводимое на зараженном объекте, постепенно увеличивалось: сначала половина минуты, затем минута… Когда норматив был доведен до восьми минут, ликвидаторам пришлось совсем туго - они получали слишком большую дозу облучения.

Проведя 4 месяца и 17 дней в 30 километровой зоне заражения, Кондрашов был переведен в Припять. Наш герой вспоминает, какое тягостное впечатление производил на него этот город-призрак. Жилые кварталы, в которых не было ни души, оставленные личные вещи в квартирах, отсутствие каких-либо признаков жизни - неестественное, невыносимое зрелище. В задачи ликвидаторов входила обработка местности и захоронение зараженных радиацией объектов. Для работающих на объекте людей организовывали культурный досуг - возили на экскурсии, ставили для них концерты.

Получив свою дозу в 18,7 рентген, А.В. Кондрашов был отправлен домой. Нахождение в Чернобыле сказалось и на состоянии здоровья, и на внешности нашего героя. Он с улыбкой рассказывает, как его сначала даже не хотели пускать в дом - жена не узнала супруга из-за изменившегося голоса и изнеможенного вида. К слову, голос восстановился лишь несколько лет спустя. А вот последствия пребывания на месте аварии, к сожалению, только множатся.

Вернувшись из опасной зоны, А.В. Кондрашов работал бульдозеристом в райсельхозхимии, затем машинистом на фильтровальной станции. С этой должности наш герой ушел на пенсию - чуть раньше положенного срока, в 55 лет.

Сейчас Анатолий Виссарионович находится на заслуженном отдыхе. Вместе с супругой они ведут личное подсобное хозяйство, помогают детям в воспитании внуков.

Как член общественной организации «Союз «Чернобыль», А.В. Кондрашов активно общается с молодежью. Он посетил почти все школы в нашем районе - совсем недавно, например, был в образовательном учреждении в х. Семичный. Анатолий Виссарионович не только рассказывает о своем опыте и опасности радиоактивного заражения, но проверяет у учащихся знание таблицы Менделеева. Порой ликвидатору удается удивить школьников какими-либо сведениями из области военной химии.

Через год Анатолий Виссарионович отметит свое семидесятилетие. Но находиться в состоянии покоя ему не по душе. Движение продлевает жизнь, считает ликвидатор. Найти себе занятие можно всегда, поэтому сидеть сложа руки просто недопустимо.

Анастасия Ломаева

Фото из семейного альбома А.В. Кондрашова

 

Листовка
1
4
3
5
6
7